Где-то там, на краю земли, В дождевом лесу субтропическом, У цветов королева жила,- Орхидея, Ее Величество....

пятница, 31 мая 2013 г.

Тепловой или солнечный ожог на орхидее Дендробиум фаленопсис

В середине мая сразу две орхидеи дендробиум фаленопсис (подробнее о них можно посмотреть в сообщениях "Уход, болезни, вредители, рост и цветение дендробиума фаленопсиса '*Фиолетовый*'" и "Карточка орхидеи дендробиум фаленопсис '*Белый*'") получили солнечный или тепловой ожог. А все почему? Да все потому, что я в очередной раз допустила ошибки в уходе за орхидеями в домашних условиях - мне невтерпеж было их скорее выставить на солнышко (уж очень цветов хочется!). Погода стояла такая теплая, такая солнечная, что... вынесла я с самого утра орхидеи (ладно еще, что только дендробиумы фаленопсисы и каттлеи) на открытый балкон восточной ориентации, прикрыла их марлей от прямых солнечных лучей, и наблюдала целый день, радуясь, что им там так хорошо греться на солнышке. Вот дурында! А они, бедняги, в это время, оказывается, стресс получали от перегрева и от такой резкой смены условий содержания! И это несмотря на довольно неслабый ветер, который обдувал растения со всех сторон!
Хоть бы уж наукой навсегда стал мне, наконец, этот случай. А то, ведь, знала, что такое может быть, ан нет, не подумала ни о чем плохом, не вспомнила, какие могут быть последствия - прямо как-будто амнезия какая случилась в этот день! 
Ну, в общем, через несколько дней - смотрю, а на обоих дендробиумах фаленопсисах листья желтеть начали (см. Фото 1, 2):

Фото 1. 
Den. phal. '*Белый*'
Фото 2. 
Den. phal. '*Фиолетовый*'
Ну отчего листья желтеют на орхидее в данном случае? Это, конечно же, косвенный признак проявления стресса от воздействия на растения слишком высоких температур, вследствие чего они были чрезмерно перегреты. Произошло что-то типа "теплового удара", и пожелтение листьев - это реакция растений на это событие. 
Причем, листья желтеют как на старых , так и на молодых побегах. На сегодняшний день некоторые из них уже засохли и отвалились. Но новых желтеющих листьев, к счастью, больше не появилось.
Сам ожог явно присутствует только на одном листе белого дендробиума фаленопсиса, и как выглядит след от солнечного ожога на листе орхидеи можно увидеть на Фото 3:

Следы теплового ожога на листе дендробиума
Фото 3. 
Солнечный ожог на листе дендробиума
Да еще есть лист с небольшим проявлением точечных ожогов (см. Фото 4):

Фото 4. 
Точечные солнечные ожоги на листе дендробиума
Убрала я свои несчастные дендробиумы фаленопсисы на прежнее место и зареклась в ближайшее время выносить их на открытое солнце, пусть даже и с притенением. Стоят теперь они, как и ранее, на восточном подоконнике, где почти постоянно прикрыты жалюзи.

Но к солнцу буду приучать, все-равно, пусть только раны залечат. А то как цвести-то без солнца будут?!

Замечание. А с каттлеями-то все в порядке!





(Добавлено 28.10.2013). Перечитала сегодня этот пост, и захотелось добавить некоторые мысли насчет цветения дендробиумов фаленопсисов или о том что нужно орхидее для зацветания. Как показала практика этого года, наличие солнечного света в достатке, к чему я так стремилась, и что явилось причиной солнечных ожогов на орхидеях -  для зацветания дендробиума фаленопсиса еще не основное условие. Так, например, оба эти дендробиума (белый и фиолетовый), находящиеся в равных условиях круглый год, на "мои просьбы о цветении" (пришлось немного подсушить в определенные моменты вызревания), ответили по-разному: фиолетовый дендробиум выкинул мощный цветонос и цветет уже больше месяца (см. пост Цветение дендробиума фаленопсиса Фиолетового), а белый дендробиум проигнорировал их полностью, причем уже второй год так себя безответственно ведет! О причине такого его поведения я, наверное, знаю, думаю, что в слишком большой горшок пересадила орхидею - см. пост Пересадка орхидеи дендробиум фаленопсис. Как пересадила в 2012 году, так он уже 2 года и наращивает ботву и корни, а о цветении забыл напрочь! Это очередная моя ошибка в уходе за орхидеями в домашних условиях. Ну что ж, но и в этом есть польза -  накапливаю опыт на своих ошибках. Следующий раз так уже не сделаю.










2 комментария:

Лилия комментирует...

Я СВОИ ФАЛЕНОПСИСЫ ЗАБРАЛА С БАЛКОНА НА ЮЖНОЕ ОКНО, НЕСМОТРЯ ЧТО СОЛНЦА МАЛО, ВСЕ ЖЕ ОЖОГ ПОЯВИЛСЯ НА ЛИСТЬЯХ.ВПЕРВЫЕ ЗА 4 ГОДА НЕДОСМОТРЕЛА,ЖАЛКО, БУДУ ЛЕЧИТЬ. У МЕНЯ ФАЛЕНОПСИСЫ ЦВЕТУТ РЕДКО, ЗАТО ДАЮТ МОЛОДЫЕ НА ЦВЕТОВОДАХ.ОДИН(ЦВЕТКИ МЕЛКИЕ БЕЛО- СИРЕНЕВЫЕ) ЦВЕТОК УЖЕ ДАЛ 2 ДЕТКИ НА ЦВЕТОВОДАХ, ОТДЕЛИЛА РАСТУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ТРЕТЬЮ ДЕТКУ ПУСТИЛ ОТ КОРНЯ. ДРУГОЙ-(БОЛЬШИЕ БЕЛЫЕ ЦВЕТЫ)ДАЛ СРАЗУ 3 ДЕТКИ НА 2-Х ЦВЕТОВОДАХ. ДО ЭТОГО 2 ГОДА НЕ ЦВЕЛ, А ЦВЕТОВОДЫ БЫЛИ ЗЕЛЕННЫЕ, ТОЛСТЫЕ, Я НЕ СРЕЗАЛА.

Helena Markevich комментирует...

Лилия, для меня это очень странно, что орхидея осенью могла получить солнечный ожог. Может Вы где-то на югах живете, а у нас так очень холодно и солнца мало. А насчет того, что фаленопсисы не хотят цвести, то я сегодня как-раз написала комментарий к одному своему посту, где тоже пыталась понять, что нужно фаленопсису для зацветания. Если интересует, то смотрите страничку http://dnevniki-orchidej.blogspot.com/2013/02/blog-post_9087.html . У меня фаленопсисы цветут как-раз регулярно, а вот деток не дают, за все время как я занимаюсь ими, бвло только 2 детки.