Где-то там, на краю земли, В дождевом лесу субтропическом, У цветов королева жила,- Орхидея, Ее Величество....

четверг, 24 октября 2013 г.

Драгоценная орхидея Лудизия - скромная и нежная красавица в одеждах из бархата, изумруда и серебра

Пришла пора рассказать о драгоценной орхидее, которая живет у меня с ноября 2010 года, т.е. получается уже целых 3 года. Хочу поделиться накопленным личным опытом по уходу за этой орхидеей в домашних условиях, по ее пересадке, укоренению, размножению и зацветанию. Моя орхидея имеет очень красивые переливающиеся бархатные изумрудно-бордовые листики с бледными серебряными полосками и штрихами по верхней стороне. По ее внешнему виду можно определить, что это какая-то форма Лудизии двухцветной (лат. Ludisia discolor), которую еще иначе называют Гемарией (лат. Haemaria). Несмотря на предполагаемую требовательность к некоторым аспектам в уходе за орхидеей дома, моя Лудизия мирится с любыми условиями и ведет себя как настоящая скромница и послушница, за что я ее очень люблю и ценю.
А вспомнила я о своей драгоценке потому, что она в очередной раз собралась цвести: выбросила аж 18 свечей-цветоносов и вот-вот вспыхнет фейерверком белых цветков (см. Фото 1). Хотя многие и не считают цветение орхидеи Лудизии достойным внимания, и даже советуют удалять цветоносы, чтобы не ослаблять сил и красоты растения, но я люблю ее нежные белые цветочки и всегда позволяю орхидее выполнить природой назначенный ритуал.

Драгоценная орхидея, бутонизация 2013
Фото 1.
Ludisia discolor.
Октябрь 2013 - бутонизация. 




Лудизию мне "подогнала" сестра. Она купила ее по уценке в цветочном магазине в Вильнюсе в начале зимы 2010 года. Тогда это было небольшое растение, состоящее из 2-3 жирненьких стебельков, имеющих всего по нескольку пар листочков. Вскоре орхидея красиво зацвела, себе в удовольствия и нам на радость. К счастью, даже сохранилось фото этого ее первого цветения (см. Фото 2).
 
Драгоценная орхидея Лудизия, цветение 2010
Фото 2.
Ludisia discolor.
Январь 2010 г. - 
первое цветение.
Почти весь 2010 год орхидея жила у сестры, и только осенью мне удалось увезти ее к себе домой в Рыбинск. К этому времени растение мало чем изменилось внешне, только стебли вытянулись вверх да оголились снизу. В таком виде орхидея мне совсем не нравилась. Не раз попадались в интернете красивые картинки, на которых драгоценки представлены были большими пушистыми кустиками, растущими в плоских широких горшках. Вот именно такого состояния своей Лудизии мне и хотелось добиться.

Как пересадить орхидею?

Поэтому первое что я сделала, это пересадила орхидею, считай, посадила заново на свой вкус и по своему разумению. Для этого подобрала широкий пластиковый горшок, размером 15 см в высоту и 20 см в диаметре. В днище, конечно, насверлила побольше дырок, чтобы вода свободно вытекала и не застаивалась. Грунт для орхидеи намешала из сосновой коры средней фракции, лесного мха и листового опада в пропорции примерно 7:2:1 соответственно. За всем этим пришлось прогуляться до ближайшего леса. Ну а саму орхидею "самым зверским способом искромсала на куски и кусочки": стволики разрезала ножом на сегменты разной длины, но так, чтобы на каждом кусочке обязательно было по несколько междоузлий. Верхушки стебельков оставила довольно короткими, но тоже с несколькими междоузлиями. Корневую выбросила, так как эта борода занимала много места, а толку от нее не было никакого. 
Драгоценная орхидея, результат пересадки
Фото 3.
Ludisia discolor.
Ноябрь 2010 г. - 
новая посадка орхидеи.
В результате этой операции получилось довольно много посадочного материала - несколько верхушек и около 10 сегментов стеблей разной длины и конфигурации (и прямые, и искривленные, и совсем "лысые", и с листиками). Посадила все это следующим образом: на дно горшка положила небольшой слой керамзита для дренажа и затем до половины горшка насыпала подготовленного грунта, далее укладывала горизонтально все имеющиеся части стеблей и немного присыпала их грунтом, но если куски были кривыми и не ложились горизонтально, то приходилось немного их заглублять. Верхушки были короткими, поэтому ставила их вертикально и тоже присыпала грунтом. Сверху всего этого "пирога" положила небольшой слой мха, только чтобы чуть-чуть прикрыть все оголенные места. Итог новой посадки можно посмотреть на Фото 3. Надо заметить, что пересадку орхидеи я выполняла в ноябре, хотя рекомендуется это делать весной, когда у орхидеи начинается период вегетации. Тем не менее все обошлось, очень быстро орхидея укоренилась и тронулась в рост, а к концу весны уже имела, по крайней мере, 7-8 новых красивых стебельков (см. Фото 4).


Драгоценная орхидея растет после пересадки
Фото 4.
Ludisia discolor.
Май 2011 - орхидея растет. 
Ну а еще через полгода орхидея была уже совсем пышным, да еще и цветущим кустиком, - именно такой красавицей Лудизией, какой мне и хотелось ее видеть (см. Фото 5).

Драгоценная орхидея, цветение 2011
Фото 5.
Ludisia discolor.
Ноябрь 2011 - через год после пересадки.




Как ухаживать за орхидеей в домашних условиях?

Во всех источниках пишут, что драгоценные орхидеи - это влаголюбивые и теневыносливые орхидеи умеренно-прохладного типа содержания. Первоначально и я пыталась создать для своей Лудизии влажные условия: и брызгала ежедневно, и на подставку с влажной моховой подушкой ставила, и даже пакетом на ночь накрывала. Однако, со временем все это мне надоело, да и времени лишнего на эти занятия не было. Надо сказать, что в квартире у меня всегда очень тепло и сухо, особенно зимой, когда "жарят" батареи отопления. И даже несмотря на то, что их я закрываю плотной тканью, а на всех свободных местах на подоконниках и полках с орхидеями стоят емкости с водой. Других условий у меня все равно не будет (орхидариумы, увлажнители и пр. исключены), поэтому давно для себя решила, что свои орхидеи, чтобы не скакать возле них постоянно "с бубнами и плясками", буду приучать к тем условиям, которые могу им предоставить не в ущерб себе самой, т.е. по принципу, что орхидеи - для меня, а не я - для них.

Полив. 

Вот и с Лудизией мы очень быстро привыкли поливаться 1 раз в 7-10 дней, как и все остальные орхидеи, а брызгать - ну это уж когда мне совсем нечего делать! Более того, поливается она вообще "по остаточному принципу" - если останутся силы и время после купания всех других орхидей. Ну а если нет, то может подождать и дольше, пока меня совесть не начнет грызть... Поливаю ее больше под теплым душем, мне так удобнее, а ей это очень нравится. Только после полива надо дать орхидее обсохнуть в ванной. Ну а если лень тащить горшок с орхидеей в ванную, то и просто водичкой из лейки по поверхности грунта пролью, пока в поддон не польется. Вот и весь полив, и вся влажность. Кстати, я всегда поливаю обыкновенной водой из крана, хотя многие пишут, что драгоценные орхидеи надо поливать только мягкой, кипяченой, дистиллированной или снеговой-дождевой водой. Однако, моя Лудизия не капризничает насчет качества воды, - я ж говорю, что она очень скромная и покладистая.

Подкормка. 

Кормлю Лудизию очень редко, может 1-2 раза в квартал ей что-нибудь и перепадает, и то если остается лишняя неиспользованная подкормка от других орхидей.

Свет. 

Что касается освещения, то от прямого солнца Лудизию я, конечно, защищаю - это просто сделать, благо места в квартире хватает. Пока орхидея была поменьше, стояла на подоконнике восточного окна, но в первой половине дня обязательно притенялась при помощи жалюзи. А теперь, когда она стала просто огромной и на подоконник уже не помещается, то стоит возле него на столике, куда прямые солнечные лучи никогда не добираются, но, однако, необходимый рассеянный свет орхидее там обеспечивается. А осенью и зимой ставлю Лудизию поближе к лампам, чтобы и ей света больше перепадало.

Температура. 

Так как дома тепло или даже жарко, то создать орхидее умеренно-прохладные условия не всегда удается, тем более, что стоит она далеко от окна. Но Лудизия привыкла и вполне комфортно себя чувствует при температуре 25°C и выше. И только если на улице не очень холодно, то окно ставлю на микропроветривание, что создает приток свежего прохладного воздуха и температура падает до 20-22°C

Цветение.

Зацветает Лудизия у меня каждый год в одно и тоже время - в конце октября или начале ноября. Зацветает без каких-либо проблем и моей помощи, т.к. обычно в сентябре и октябре у нас дома бывает длительный холодный период, пока не включат отопление (в этом году так прямо настоящий "дубак" был). Этих 3-4 недель холода ей и хватает, чтобы заложиться на цветение. 

Как размножить драгоценную орхидею?

Все операции по посадке и пересадке орхидеи, о которых я писала выше, только в уменьшенном варианте, пришлось повторить прошедшим летом, когда от Лудизии случайно отломалась одна ветка. Выбрасывать ветку жалко было, решила ее укоренить - может кому подарю, самой то и не надо больше. Ниже приведу краткий иллюстрированный мастер-класс по укоренению драгоценной орхидеи: ветку порезала острым ножом, предварительно прокаленным над газом; концы сегментов припудрила корицей и подсушила; все полученное "добро" уложила на подушку из живого мха-сфагнума; сверху кусочки тоже слегка прикрыла мхом-сфагнумом; нижний слой грунта - сосновая кора средней фракции; посуда - широкий и низкий пластиковый пищевой контейнер (см. Фото 6.1 - 6.8).

Мастер-класс по укоренению драгоценной орхидеи
Фото 6.1
Фото 6.2
Фото 6.3
Фото 6.4
Фото 6.5
Фото 6.6
Фото 6.7
Фото 6.8












На фото 6.9 - 6.11 посадка представлена спустя 4 месяца, в середине октября. Видно, что бОльшая часть листиков засохла и отвалилась. Но верхушка ветки хорошо укоренилась и, что самое главное, появились и продолжают появляться новые ростки. Надо сказать, что за этой посадкой я совсем не следила, поливала и брызгала только когда вспомню, никакой дополнительной влажности не создавала, а ведь было лето, временами так очень даже сильная жара стояла. Но тем не менее, орхидея укоренилась и уже можно смело сказать, что это полноценное самостоятельное растение.


Мастер-класс по укоренению драгоценной орхидеи
Фото 6.9
Фото 6.10
Фото 6.11















1 комментарий:

Любовь комментирует...

Моя драгоценная не прекрыта мхом , но я её опрыскиваю каждое утро. Тоже отлично справляется. И не знаю что с ней делать - так вымахала. Не похоже на превередливое растение)