Где-то там, на краю земли, В дождевом лесу субтропическом, У цветов королева жила,- Орхидея, Ее Величество....

суббота, 16 ноября 2013 г.

Мильтония или мильтониопсис - какой уход в домашних условиях спасет орхидею от гибели

Хочу поделиться своим собственным опытом, накопленный за несколько лет, в течении которых я пыталась подружиться с гибридными мильтониопсисами (Miltoniopsis) и мильтониями (Miltonia) и научиться создавать условия, необходимые для их нормальной жизни в жарких и сухих условиях наших квартир. Для меня приобрести такой опыт оказалось ОЧЕНЬ нелегким делом, поэтому завидую тем орховодам, у которых названные орхидеи растут и цветут без проблем. Жалко что фотоматериалов у меня осталось мало, да и из памяти уже что-то стерлось, поэтому трудно будет восстановить некоторые моменты. Фото орхидей, конечно, очень помогли бы в данном случае, но фотографировать свои растения систематически, буквально фиксируя все этапы их развития, я стала только когда завела дневники орхидей

И еще одно замечание: я принципиально НЕ использую ФУНДАЗОЛ для реанимации орхидей. У меня в аптечке набор только малоопасных средств: фитоспорин, циркон, корица, зеленка и теплый душ. Это заранее мой ответ тем специалистам-орховодам, которые могут меня упрекнуть, что мол есть гарантированные способы ""выходить" орхидею, типа надо было только "профундазолить" заболевшее растение... и тогда было бы мне счастье!






Случай №1.

Несколько лет назад (кажется весной 2011 года) купила я в Вильнюсе магазинный мильтониопсис, шикарное растение, с множеством бульб и 2-умя цветоносами. Привезла его домой в Рыбинск, не могла налюбоваться на эту красоту поначалу... Но очень скоро мильтониопсис стал "загибаться": листья желтели, вяли, тургора никакого, цветы без времени отвалились... Попробую вспомнить, что я сделала тогда для спасения орхидеи? Сначала решила действовать следующим образом: извлекла корни орхидеи из старого грунта, промыла, очистила полностью от частиц старого субстрата, обработала от гнилей, высушила. Далее все гнилые и подозрительные корни обрезала, но часть корневой осталась. Посадила орхидею в кору средней фракции. Поставила на кошачий поддон с водой для создания дополнительной влажности вокруг растения, ежедневно старалась еще и побрызгать вокруг. Поливала очень осторожно, только после просушки субстрата. Но орхидея продолжала болеть, листьев становилось все меньше, бульбы сдувались, тургор не восстановился. Понятное дело, что далее мильтониопсис ждала реанимация. Когда очередной раз извлекла его из горшка, очистила, отмочила и высушила корни, то они превратились в сухую солому. Что делать? Обрезала я эту солому под ноль, остались лысые бульбы... А далее испробовала разные способы реанимации, но безуспешно, да и не в этом суть - в результате орхидея все равно погибла.


Случай №2.

В скором времени (декабрь 2011 года) мне опять попался в магазине (на сей раз в Рыбинске) мильтониопсис, который продавался как мильтония, он был еще краше первого. И опять я не устояла, уж очень нравятся мне его цветы и запах! 

Фото 1.
Когда в скором времени и эта орхидея начала терять тургор листьев и сушить цветы (Фото 1), я срочно вытащила ее из горшка, чтобы проверить корневую.
Фото 2.
К моему удивлению корни были не совсем плохие (Фото 2), поэтому я выполнила все необходимые мероприятия по обработке и зачистке корневой от гнилей, большую часть корней оставила, и пересадила в новый субстрат, состоящий только из коры средней фракции. После пересадки создавала орхидее повышенную влажность вокруг растения, поливала субстрат очень осторожно, чтобы корни не стали загнивать. Честно говоря, надеялась что выхожу. Но опять как и в первом случае орхидее становилось с каждым днем хуже: листья стремительно желтели, отваливались, псевдобульбы сдувались, морщились. Понятно было, что старые корни не работают, а новые не растут. Поэтому опять была реанимация...  Но все повторилось как и в первый раз. Результат - мусорное ведро. Жалко было орхидею, да и злость брала от своей беспомощности, поэтому я даже решила больше не связываться с этими орхидеями, но...

Случай №3.




Этот третий мильтониопсис (опять продавался как мильтония) я купила, как говорится, ради спортивного интереса. Уж очень хотелось научиться ухаживать за этой орхидеей и приучить ее к жизни в домашних условиях. Орхидею я присмотрела в магазине заранее, не хотелось покупать задорого, поэтому ждала уценки. Это было небольшое растение, состоящее всего из 2-ух бульб и цветшее впервые большими бордовыми цветами. Так как никто его не купил во время цветения, то я в скором времени дождалась уценки. Это была осень 2012 года. Принеся орхидею домой, я в этот же день начала ее пересаживать. Остановлюсь на этой пересадке мильтониопсиса подробно, потому что в этот раз у меня, все-таки, получилось выходить орхидею, и думаю, только благодаря правильно подобранному для моих условий субстрату.
  1. Корни орхидеи как всегда были не в лучшем состоянии: пока были мокрыми так выглядели как живые корни, а как высохли - так вроде как и сухая солома получилась. 
  2. Но обрезать я их не стала полностью, только удалила явно гнилые и поврежденные. 
  3. Потом очистила оставшиеся корни от частичек старого субстрата. 
  4. Вымочила корни и основания псевдобульб в лечебном растворе фитоспорина и циркона.
  5. Пересыпала корни корицей и высушила. 
  6. В этот раз я решила кардинально поменять субстрат для орхидеи и составила его следующим образом: сосновая кора средней фракции (50%) + мелкие кусочки пенопласта (15%) + мелкий керамзит (15%) + резаный сфагнум (20%) (это примерные пропорции)Он получился воздушный, легкий, хотя и достаточно влагоемкий.
  7. На дно горшка положила слой дренажа из пенопласта.
  8. Новый горшок взяла пластиковый прозрачный (чтобы видеть состояние корней), достаточно большого объема - 20х15 см, по бокам паяльником нажгла много дырок для дополнительной аэрации корней.
  9. Сверху грунта положила довольно толстую подушку лесного мха, но таким образом, чтобы он не соприкасался с основаниями бульб, это могло бы привести к их загниванию.
  10. Орхидею закрепила капроновыми нитками по верху грунта через дырки в горшке.
  11. Для дополнительной влажности соорудила специальное место для мильтониопсиса следующим образом: взяла большой прямоугольный поддон высотой 6-7 см, на дно его насыпала мелкого керамзита и залила водой, а на верх положила толстую подушку живого лесного мха. Горшок с орхидеей стоял на подставке в этом поддоне постоянно. Надо было только не забывать доливать воду, чтобы мох всегда был влажный.
После пересадки с тревогой ждала, когда же начнется процесс увядания. Но все было хорошо. Орхидея выглядела бодро, зеленела. А вскоре появился молодой ростик (Фото 3)!


Мильтониопсис растит новый побег
Фото 3. Мильтониопсис '*Бордовый*'. Новый побег.
На фото 4 мильтониопсис спустя 3 месяца после пересадки. К этому времени корни у него, такие зеленые и толстенькие, уже тоже вовсю нарастали (Фото 5). Так приятно было наблюдать, как они погружаются в этот зеленый мох сверху и далее стремительно проникают все глубже внутрь горшка! Такой субстрат им точно понравился!


Фото 4. 
Мильтониопсис '*Бордовый*'. 
Вид через 3 месяца.
Новые корни орхидеи мильтониопсис
Фото 5.
Мильтониопсис '*Бордовый*'. 
Новые корни орхидеи.
Как я ухаживала за мильтониопсисом

Зимой орхидея стояла на восточном подоконнике в первом ряду прямо у самого стекла (Фото 6), поэтому температура естественным образом поддерживалась в нужных умеренно-прохладных диапазонах с понижением в ночное время. Поливала регулярно, но только после значительной просушки верхнего слоя мха, да еще и вес горшка контролируя. Во время роста молодого побега начала подкармливать орхидею сильно разбавленным удобрением Biopon. Иногда купала под душем, но с особой осторожностью, стараясь тщательно высушить растение после купания. Ну и с подсветкой не пожадничала - мильт стоял прямо под лампой и получал дополнительное освещение в течении 7-8 часов в сутки.  


Зимовка мильтониопсиса
Фото 6. Мильтониопсис '*Бордовый*'. Зимовка.
А ранней весной, когда солнце начало все сильнее припекать, орхидея переместилась на другой восточный подоконник в кухне - там влажность побольше. И стояла она в самом темном уголке, чтобы солнце только с утра на нее попадало (Фото 7). Конечно, в самые жаркие часы орхидею защищали жалюзи (Фото 8). Окно постоянно днем и ночью оставалось на проветривании. В остальном уход за орхидеей не изменился.


Фото 7. 
Мильтониопсис '*Бордовый*'. 
Летний отпуск на солнце.
Фото 8.
Мильтониопсис '*Бордовый*'. 
Летний отпуск в прохладе.
И вот опять наступила осень. Орхидея вернулась на прежнее место зимовки под лампу. Подкармливать и опрыскивать я ее перестала давно, еще в августе. Но полив регулярный как и ранее. Моховой подставки (см. выше) у мильта тоже не стало, - надоело мне с ней возиться. В общем, пришла пора привыкать к нормальным условиям моей квартиры, ведь мильтониопсис живет у меня уже целый год. С августа он растит еще один новый рост (Фото 9). Жаль, конечно, что с первого нового побега цвести не захотел. Да я на него и не в обиде, пусть наращивает ботву. Еще зацветет. Первый побег получился у него просто гигантским, без всяких "гармошек" - и ростом большой, и листья здоровущие и зеленущие. Красотун! Предполагаю, что "красота" эта получилась из-за перекорма цирконом при пересадке (наверное с дозой переборщила). Посмотрим что покажет второй побег? А корни у орхидеи какие, прямо любо-дорого посмотреть (Фото 10).

Фото 9.
Мильтониопсис *Бордовый*'.
Ноябрь 2013 - растет новый побег.
Фото 10.
Мильтониопсис *Бордовый*'.
Ноябрь 2013 - корни зеленеют.
Вот такой опыт получился у меня по приручению этой красивейшей орхидеи мильтониопсис. Надо как-то еще зацвести, и тогда я успокоюсь!



1 комментарий:

Любовь комментирует...

Продолжения нет... - видимо так и не зацвела ваша красавица...жалко! Я вот тоже приобрела 2 экз дивной красоты, теперь переживаю, что отцветут и на этом всё... а хотелось бы продолжения.Очень мало информации по содержанию, размножению и уходу за этой орхидеей, но я не отчаиваюсь и собираю по крупинке в интернете все, что можно. Удачи вам в цветоводстве и цветения всем вашим орхидеям!