Где-то там, на краю земли, В дождевом лесу субтропическом, У цветов королева жила,- Орхидея, Ее Величество....

понедельник, 14 марта 2016 г.

Какие могут быть последствия обработки орхидей химией от вредителей

Этот пост я писала почти год назад, весной 2015 года, да просто "вымучила" его тогда, чтобы хоть как-то "закруглить" тему о химии и вредителях на моих орхидеях. Но тем не менее тогда так и не опубликовала его, т.к. внезапно мой интерес и к блогу, и к орхидеям в целом (что уж тут лукавить!) сначала был сильно надломлен, а затем и вообще надолго утрачен. И произошло это в результате полученного "стресса" после гибели осенью 2014 года значительной части моей коллекции орхидей. Сейчас, спустя еще год, когда с наступлением весны пробуждаются оставшиеся в доме орхидеи, а некоторые из них уже зацвели или собираются цвести, я, глядя на их красоту и радуясь каждому цветочку, кажется тоже понемногу возвращаюсь к былому своему увлечению...

Однако, вернемся к весне 2015  года. И вот мой рассказ на тот период времени.

Так какие же могут быть последствия от обработки орхидей "неправильной" химией от вредителей?

А последствия могут быть самыми катастрофическими. Теперь я убедилась в этом на своем собственном опыте, который попробую обобщить и сделать выводы...

Со времени последнего моего сообщения, где я как-раз и рассказывала о том, почему и как начала бороться с вредителями на орхидеях с помощью химии, прошло уже более полугода. За это время моя почти здоровая коллекция орхидей (особенно в сравнении с теперешним ее состоянием!!!) лишилась, наверное, четверти своей численности и превратилась в сборище депрессивных "дохликов".

А началось все с сильнейшего листопада на большинстве орхидей вскоре после той самой первой обработки химией от вредителей. Напомню, что использовала я тогда контактно-кишечный инсектицид СЭМПАЙ, КЭ (Пиретроид Эсфенвалерат, 50 г/ л), раствор делала строго по инструкции. Этот препарат, в общем-то, не предназначен для борьбы с вредителями на орхидеях, но выбрала я его, руководствуясь наличием пиретроидных инсектицидов в магазинах города и рекомендациями с форумов (...своими собственными глазами читала на каком-то форуме, что девушке помогла всего одна обработка, чтобы избавиться от клещей на орхидеях).

Первыми отреагировали на СЭМПАЙ гибридные дендробиумы нобиле: очень быстро они стали "желтИть" и сбрасывать листья, так что через пару недель у них остались одни голые палки-стволики. Затем отреагировали и дендробиумы фаленопсисы. Хотя у этих орхидей корни толще и листья более жесткие, но и на этих орхидеях листья точно также пожелтели, а местами даже побурели, и затем отвалились. Остались опять голые стволики. Я думала погибнут, но дендробиумы фаленопсисы выжили, только надолго замерли в развитии, и лишь осенью, когда включила подсветку, выпустили новые росты. Сейчас эти росты уже сформировались, они хорошо облиственные, листья на них почти здоровые (все-таки, местами присутствуют проколы от клещей в незначительном количестве). А вот половина дендробиумов нобиле погибла. Со временем у них стали желтеть и стволики, какие усыхали, какие, наоборот, размягчались. Но надо сказать, что так происходило только с дендробиумами нобиле, которые росли в магазинном субстрате и в небольших магазинных горшках, т.е. которые не были пересажены после покупки. А те, которые были пересажены ранее и росли в достаточно просторных горшках, остались живы, хотя и сбросили все листья. Они даже сформировали зимой новые побеги. Листья на этих новых побегах тоже почти здоровые, в смысле, что повреждения от клеща хотя и присутствуют, но они незначительные. Хочу подчеркнуть, что сейчас клещ на дендробиумах присутствует, но пока он здесь "не агрессивен", - конечно же одной обработки не хватило, чтобы уничтожить его полностью и навсегда.

Точно таким же образом отреагировали и другие орхидеи с мягкими листьями: мильтонии, зигопеталлумы, одонтоглоссумы (замечу, что клещ на них до обработки присутствовал в мизерном количестве). Все они сбросили листья, сначала остались лысые бульбы, затем и эти бульбы стали медленно усыхать, превращаясь в мумии. У этих орхидей листья не только желтели, но и покрывались черными пятнами. И, к сожалению, все эти орхидей со временем погибли. Остался только один лысый акакалис с тремя бульбами, как-то даже пробовал дать новый рост, но не вытянул, засушил.

Но больше всего меня поразило то, что начало происходить с фаленопсисами. До обработки СЭМПАЙем все фаленопсисы были абсолютно здоровыми и крепкими растениями, которые хорошо наращивали листья и корни и периодически подолгу цвели. Поражений от клещей, если они и были на этих орхидеях, я не замечала. Обработала инсектицидом их вместе с другими орхидеями только потому, что решила пролечить полностью всю коллекцию. И тут вдруг примерно через неделю после обработки у всех фаленопсисов стали желтеть нижние листья, а устьица листьев еще и чернели по краям. Очень быстро такие листья совсем усыхали и отваливались, поэтому постепенно низ орхидеи оголялся, а оставшиеся фрагменты листьев засыхали. При этом развитие орхидеи тормозилось: молодые листья росли хилыми, цветение, если и было, то оно было скудным. Не правда ли, картина выглядит так, как будто орхидеи поражены фаленопсисовым клещом. Поначалу я так и подумала, но на тот момент при любом обследовании я не могла обнаружить ни самих вредителей, ни следов их жизнедеятельности, например, листья фаленопсисов не имели характерных для клещей повреждений-проколов, только желтели и усыхали. Замечу еще, что почти все фаленосисы были пересажены ранее, задолго до болезни (примерно около 1 года до этого), в новый воздухопроницаемый субстрат. У всех фаленопсисов корни по-прежнему были здоровыми, на них не было никаких повреждений и гнилей. Пострадал только листовой аппарат. Поэтому постепенно я стала склоняться к мысли о том, что это не вредители, и что так может проявляться отравление орхидей препаратом СЭМПАЙ.

Конечно, поначалу я пробовала как-то спасти погибающие орхидеи. Дендробиумы пересадила из магазинного в новый субстрат (корни у них были хорошие и некоторые побеги еще были живы). Все орхидеи старалась почаще купать под душем и вымачивать субстрат, чтобы вымыть из него накопившиеся соли. Несколько раз для профилактики обрабатывала простым фитоспорином для цветов, а затем и фитоспорином-реаниматором.

Но ничего уже не помогало. Орхидеи погибали. Что и говорить, я была в отчаянии... Потом этот острый период, который длился около 3 месяцев, прошел, ситуация более-менее стабилизировалась. Те орхидеи, что выжили, понемногу стали приходить в чувства, а мне надоело возле них суетиться, и я пустила все на самотек. Только поливала, когда подходило время, и иногда купала под душем. Никакой химии больше не использовала, кроме спрея от вредителей от Бона Форте. Им я обрабатывала орхидеи примерно 1 раз в месяц для профилактики.

Надо сказать, что клеща на выживших орхидеях долгое время не было, т.е., наверное, правильнее сказать, не было видимых повреждений от него. Вплоть до поздней весны этого года. А сейчас опять наблюдается эпидемия, но в основном на фаленопсисах, и не на всех, а выборочно - каким больше достается, а каких вообще не трогают. Заметила, что не по вкусу клещу те фаленопсисы, которые получили самые большие повреждения от СЭМПАЙя. А вот, к примеру, есть один фаленопсис, который не был обработан СЭМПАЙем вместе со всеми (в то время он жил у дочки, а не так давно опять вернулся ко мне вполне здоровым растением, требующим только пересадки), так его в первую очередь обгрызли. Никакой спрей уже не помогает. Пришлось опять всю оставшуюся коллекцию травить химией. На этот раз использовала препарат Тиовит Джет — неорганический контактный фунгицид-акарицид. О результатах напишу в другом посте...
 


(Добавлено 11.08.2016 г.). Продолжение моей эпопеи с клещами можно посмотреть в посте клещ на орхидее фаленопсис.
 


Комментариев нет: